Порой
одного согласия редактора на публикацию
сканворда бывает недостаточно по той простой
причине, что ее не принимает техотдел. Постараюсь
хоть что-нибудь посоветовать как авторам,
так и верстальщикам.
Препресс-релиз
- это процесс подготовки оригинал-макета
для типографии. Издательство может либо
самостоятельно вывести пленки макета (что
в большинстве случаев и делается), либо
предоставить типографии Post-Script файл,
либо вообще ничего не делать (принести
на бумажках - там за кругленькую сумму
в неопределенный срок все подготовят сами).
Как вы нередко замечали, полиграфическая
продукция бывает трех видов: полноцветная,
двухцветная и черно-белая. Пленки для
полноцвета выводятся на фотонаборных автоматах
(ФНА). Пленки для двухцветки и черно-белых
журнальчиков можно выводить на лазерном
Post-Script принтере (даже не обязательно
Post-Script, если использовать PDF и Corel).
В принципе, автору вовсе не обязательно
знать все премудрости подготовки макета.
Просто необходимо найти общий язык с отделом
верстки (разумеется, с позволения редактора).
Рассмотрим более общий случай - прием
работы в полноцветное издание.
Все ваши "шедевры" в конечном
итоге будут помещены в одну из двух программ
- Adobe PageMaker или QuarkXPress. Первая
программа - лучшая для платформы PC; вторая
- для Macintosh. QuarkXPress выпускается
и для PC, но реализован не так удачно,
как PageMaker.
Случай
первый. В издательстве установлены
компьютеры РС.
Это
90% вероятности, что там:
- верстают в "пижаме" (PageMaker),
двухцветку могут верстать в "кварке"
(QuarkXPress);
- сканируют в "шопе" (Adobe
Photoshop);
- рисуют в "иллюстраторе" (Adobe
Illustrator), "фрихэнде" (Macromedia
FreeHand) или "короле дров"
(CorelDraw).
Нас
интересует лишь та стадия процесса, в
которой рисуется графика. Для ускорения
публикации можно пойти двумя путями:
- составить кроссворд вручную и нарисовать
его в одном из этих форматов;
- составить кроссворд с помощью программы
и экспортировать выходной файл в формат,
совместимый с одной из этих программ.
В обоих случаях предстоит решить, какой
формат использовать.
Выясните, кто будет верстать полосу с
вашим кроссвордом. Если это опытный и
сговорчивый верстальщик, его вполне устроит
обычный WMF-файл для графики и TXT-файл
для текста в любой кодировке. Возможно,
ему будет достаточно распечатки или рисунка
от руки - нарисует сам. Но времени у таких
людей мало.
О
рисовании.
Рисовать сетки кроссвордов проще всего
в CorelDraw, а затем экспортировать в
необходимый формат.
Файлы CDR берут охотно, хоть самого "короля
дров" в издательском мире не жалуют.
Может показаться, что сетку проще нарисовать
в табличном редакторе. Увы, это не так.
Таблицу, конечно, можно экспортировать
в графический редактор, но туда она придет
в виде множества (свыше 1000) не связанных
объектов. Обработка такого числа объектов
(замена палитры, оверпринты) во многих
графических программах весьма затруднительна.
Об
экспорте.
Практически все кроссвордные программы
способны экспортировать в WMF и TXT. Если
WMF не принимается, самостоятельно конвертируйте
в необходимый формат.
1. WMF в CDR (CorelDraw)
Импорт лучше делать в 7-ю версию - она
самая компактная. Если шрифт сетки сместится
в сторону, измените выравнивание фигурного
текста и импортируйте заново. Если шрифт
сетки сместится вверх или вниз - у вас
проблема с метафайлом. Используйте программу,
выводящую корректный метафайл или поправляйте
сетку вручную (такая же проблема будет
не только в Corel).
Цвет в метафайле - RGB. В Corel его можно
заменить автоматически на CMYK (для заливок
и абрисов отдельно). Имейте в виду, что
при общей замене белого (RGB) канал К
у CMYK может оказаться не равным нулю.
Тогда придется сделать повторную автозамену,
но только для этого канала.
2. WMF в AI (Adobe Illustrator)
Будьте осторожны. Adobe Illustrator использует
язык Post-Script.
Установите в Adobe Type Manger (ATM) системные
шрифты TrueType (подразумевается, что
они есть в сетке сканворда или кроссворда).
Это можно сделать командой "добавить".
После того как они появятся в списке ATM,
перезапустите Adobe Illustrator и импортируйте
сетку.
Процедура автозамены цветов и шрифтов
в "иллюстраторе" намного проще,
чем в Сorel. Достаточно подсветить один
объект и дать команду "выделить с
одинаковым стилем...", а затем выбрать
цвета для выделения.
Все казалось бы просто, только не у всех
есть Adobe Illustrator. К тому же он работает
медленно даже на мощных компьютерах РС.
Экспорт в AI можно сделать через Corel.
Конвертация пройдет успешно, если в сетке
не будет градиентов и растров.
Проверить результат можно в Adobe Photoshop.
Формат AI по сути - Generic EPS. Файл
AI свободно открывается в этой программе.
Растрирование занимает некоторое время
- придется подождать.
3. WMF в PH8 (Macromedia FreeHand)
Прямого экспорта нет. Все операции во
FreeHand-е осуществляются на языке Post-Script.
Экспортируйте в Adobe Illustrator. Файлы
"иллюстратора", как и любой
EPS, там открываются свободно.
Что
не следует делать.
1. Ни в коем случае не приносите работы,
созданные в приложениях Microsoft Office.
Тот факт, что вы виртуозно владеете Word--ом
и Exel-ем, лишь позабавит технический
отдел редакции. Даже если текст подготовлен
в "ворде", лучше сохраните его
как RTF или TXT.
2. Ни в коем случае не приносите работы,
экспортированные в приложения Microsoft
Office c помощью OLE-связей. OLE-технология
хороша только в вашем доме или в маленьком
офисе.
3. Не внедряйте никаких шрифтов, кроме
системных (Arial, Courier и Times). Если
вы договорились работать с гарнитурой
издательства, возьмите у них файл шрифта.
Не ищите шрифт с таким же названием самостоятельно.
Случай второй. Издательство сидит на
Mac-ах.
Это
90% вероятности, что там:
- верстают в "кварке" (QuarkXPress);
- сканируют в "шопе" (Adobe
Photoshop);
- рисуют в "иллюстраторе" (Adobe
Illustrator).
Я привел лишь те программы, которые относительно
успешно реализованы и для PC.
О
рисовании.
Ручному автору можно посоветовать Adobe
Illustrator. Так ему не придется возиться
с экспортом. Но рисовать сетку в AI -
пытка. Все-таки лучше продолжать рисовать
в Corel и довериться функции экспорта
в AI (см. выше с той лишь разницей, что
при экспорте поставить флажок "для
Macintosh").
Есть еще выгодный формат PICT. Corel его
поддерживает.
Об
экспорте.
Все то же самое как для экспорта в AI,
но "для Macintosh". Если договориться
с редакцией, то шрифты можно экспортировать
в линиях. Предупредите верстальщиков (если
они не имели с этим дела), что на экране
такие "шрифты" будут смотреться
жирнее, но на печати будут нормальными.
Если у вас возникнет соблазн вывести сетку
в растровом формате, имейте в виду, что:
- "маковский" формат - TIFF;
- разрешение должно быть не менее 300
dpi (больше - лучше);
- шрифт с кеглем меньше 6 пт на любом
разрешении искажается (рвутся контуры);
- параметры сетки (толщина линий, начертание
шрифта) могут не удовлетворять требованиям
редакции.
О
сжатии.
Сжимать лучше обычным ZIP-ом. Это стандартный
"маковский" архиватор. Любой
"мак" спокойно откроет ваш ZIP
для PC.
Важная
деталь.
Конторы, сидящие на "маках"
как правило богатые. Скорее всего, редакция
просто перерисует вашу сетку по распечатке.
Удачи!